Чем занимается человек осенью

Что делают дети осенью. Чем заняться с ребенком осенью: 10 идей для родителей

«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…» Однако смена погоды – вовсе не повод сидеть дома! Чем заняться с ребенком осенью ? Предлагаем вам, дорогие родители, самые яркие идеи для семейных прогулок. Успейте провести со своими детьми побольше времени на свежем воздухе, ведь золотое время года просто создано для исследования окружающего мира. А заодно это шанс воспитать в ребенке бережное отношение к природе и любовь братьям нашим меньшим.

10 увлекательных занятий с ребенком осенью

1. Собрать гербарий и природный материал для поделок. Листья, шишки, желуди, веточки, мох, кора – сколько красивых вещей можно сотворить из них уже сейчас. А ближе к новому году это творчество подарит праздничное настроение всей вашей семье. Каким образом? Для этого вам достаточно вместе начать мастерить елочные игрушки и украшения для дома – себе и в подарок.

2. Создать поделки из овощей и фруктов. Богатый осенний урожай послужит замечательной основой для вашего совместного творчества с ребенком. Парочка картофелин, к примеру, запросто превращается в Чебурашку, а самый обыкновенный баклажан – в пингвина. Глазки съедобным статуэткам можно приладить из горошин черного перца, рот – из ломтика редиски. Ну-ка, кто получится у вашего малыша из «кудрявой» цветной капусты или «носатой» тыквы? Все решит его фантазия!

3. Нарисовать осеннее дерево. Техника создания такого шедевра предельно проста даже для самых маленьких художников. Берем лист плотной белой бумаги (его размер может быть любым, насколько позволяет место в вашей домашней «картинной галерее») и наносим на него отпечатки… ладонями. Малышам до 3 лет, которые еще стремятся попробовать все на вкус, идельно рисовать пальчиковыми красками, а для живописцев постарше подойдет гуашь.

4. Погулять по осеннему лесу. Произносишь это вслух – и воображение сразу рисует дивную картину. Густой, медовый воздух насыщен ароматом опавшей листвы, а вокруг – звенящая тишина. Но слух то и дело улавливает голоса птиц: кому же они принадлежат? Если у вас дома есть детский телескоп , обязательно захватите его с собой и предложите ребенку понаблюдать за обитателями леса.

5. Познакомиться с городскими птицами. Множество разнообразных пернатых живет совсем рядом с человеком. Расскажите своему ребенку, какую пользу приносят птахи людям: они сохраняют посевы, уничтожая вредителей – всевозможных гусениц, жучков, червячков

Птицы – важное звено природы, поэтому человеку следует заботиться о них как о добрых соседях. В чем проявляется эта забота?

6. Собрать скворечник и кормушку. Многие птицы в преддверии зимней стужи так нуждаются в человеческой доброте! Помогите пернатым пережить холода: вывесите за окно кормушку и отнесите в городской парк птичий домик, который ваш ребенок сделал сам, вместе с вами. Тем более что смастерить их совсем просто: для этого существуют деревянные наборы, состоящие из полностью подготовленных деталей.

7. Выучить с ребенком названия деревьев по их плодам. Желуди, каштаны, всех калибров шишки, кленовые вертолетики… Листья с деревьев уже начали облетать, а вот они остались, к тому же стали более заметными невооруженному взгляду

Обратите внимание ребенка на их совершенно разную форму, пусть подержит каждый плод в руках, «изучит» пальчиками – это полезно еще и для разнообразия тактильных ощущений, стимуляции мелкой моторики

8. Измерить глубину луж в резиновых сапогах. Одевайтесь потеплее и айда на улицу! Ведь когда еще выгуляешь яркую непромокаемую обувь, как не осенью. Просто позвольте своему малышу (да и себе тоже) эту забавную шалость. Ведь в специальных сапожках можно смело бродить по лужам – главное надеть их на теплые носки, а вернувшись домой, выпить чашку любимого горячего напитка.

9. Сходить в зоопарк. Летний поток посетителей как раз схлынул, так что у вас получится чудесная и спокойная вылазка всей семьей. Причем еще и с пользой для ума: в процессе вы сможете легко изучить с ребенком названия детенышей животных. Особенно вам запомнится поход в зоопарк «Лимпопо» (г. Нижний Новгород): уже в октябре здесь отпразднуют день рождения жирафа по имени Радуга, который справил новоселье минувшим летом!

10. Посетить музей под открытым небом. Масштабы тут могут быть самыми разными: от музея деревянного зодчества до целого города. Возможно, вам даже повезло в таком городе-музее жить? Тогда вообразите на один день, что вы туристы, и отправляйтесь осматривать достопримечательности свежим взглядом. Вы сразу заметите среди родных мест что-то такое, на что раньше просто не обращали внимания. Желаем вам экскурсии, полной приятных открытий!

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушкажабаящерицазмея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Труд людей осенью»

Воспитатель: Хроменкова Екатерина Алексеевна

Возрастная группа: подготовительная группа к школе

Цель : закрепление знаний детей о труде людей осенью.

учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Систематизировать знания детей о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму. Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, консервируют).

воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.

развивать память, мышление, логику; активизировать словарь (заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы).

Используемые методы и приемы : 1. Сюрпризный момент. 2. Рассказывание по картине. 3. Метод синектики (прямая аналогия) . 4. Загадки. 5. Моделирование. 6. Игра.

Оборудование и материалы : игрушка Лунтик, посылка с заготовками овощей и фруктов, картины о труде людей летом и осенью, модели – погреба (овощехранилища, стеклянной банки, бочонка. Иллюстрации овощей и фруктов.

Дидактические игры «Вершки-корешки» , «Кто что делает?» , «Почтальон принес посылку» , «Созрело – не созрело» , «Съедобное – несъедобное» , «Собери урожай» , «Что где растет?» .

Целевая прогулка в овощной магазин.

Наблюдение за трудом дворника и помощь ему.

Труд: окапывание кустов деревьев на участке, заготовка земли для посадки лука зимой, сбор сухих веток, листьев, заготовка ягод рябины для подкормки птиц зимой.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин Овощи-фрукты» , «Овощехранилище» .

— Дети, к нам в группу прилетел Лунтик, ему дедушка Добрынюшка прислал посылку и он хочет узнать, откуда дедушка это взял? Достается банка маринованных огурцов, коса лука, мешочек с сухими грибами, банка варенья, яблоки, хлеб.

— Давайте расскажем, как взрослые все это вырастили. Какие работы выполняли люди в садах и полях, огородах летом? (картинки где летом люди ухаживают за посевами и посадками : поливают, рыхлят, подкармливают, борются с сорняками).

— Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к зиме — погибнут, насекомые не успеют спрятаться и не проснутся весной, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

— Правильно! В природе все идет по плану : жаркое лето сменяется прохладной осенью, осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: птицы, насекомые и звери. Люди тоже очень много трудятся, чтобы подготовится к суровой зиме.

— Что делают люди осенью в полях, садах, огородах? (убирают урожай овощей и фруктов) .

— Что делают после уборки урожая? (вспахивают поля, перекапывают грядки) .

Иван, Иван вырывай бурьян — дети наклоняются и обеими руками вырывают «сорняки»

Чтоб росла редиска, — имитируют посев семян (берут из левой руки семечко и втыкают в землю)

Чтоб росла морковка, зеленел лучок

Не ленись, дружок!

Чтобы была репка сладкая и крепкая — имитируют работу граблями.

Чтоб капусты кочанок рос с большущий чугунок – делают широкий круг руками.

— Многие из вас были на даче у своих бабушек и дедушек. Они у вас огородники-любители и садоводы. Лунтик хочет послушать, что у них выросло.

Загадки : — Сидит дед — в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук) .

— Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь) .

— Голова красна в землю вросла, косы зелены с красными лентами (свёкла)

— Лепесток на лепестке зелены заплатки, целый день на животе нежится на грядке (капуста) .

— На кусте как фонари растут красные шары (помидоры) .

— Неказиста, шишковата, а придет на стол она – скажут весело ребята : «Ну рассыпчата, вкусна» (картофель) .

— Круглое румяное я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко) . (На каждую отгадку демонстрация картинок.

— Ребята, а что делают люди, чтобы сохранить свой урожай? (закладывают на хранение фрукты, овощи в овощехранилища, консервируют овощи дома и на консервных заводах – демонстрация картинок).

Игра «Делаем заготовки на зиму» (дети раскладывают картинки с изображением овощей и фруктов к маркерам с изображением ящиков, банок, бутылей и рассказывают какую заготовку они сделали).

Молодцы, дети! Хорошо мы подготовились к зиме? Лунтик, теперь ты понял как дедушка сохранил овощи и фрукты?

Лунтик : Да, я все понял! Много приходится людям потрудиться, чтоб сохранить урожай! Спасибо вам, ребята, за объяснение!

Много потрудились люди, недаром говорится : «Труд человека кормит, а лень портит» . «Человек трудом велик» . «Славен человек не словами, а делами» .

Деятельность человека осенью. Методическая разработка занятия «Труд людей осенью»

Цели:

  • Учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени, уточнить и закрепить знания детей  о сезонных изменениях в природе и труде людей.
  • Формировать  обобщенные представления об овощах и фруктах.
  • Развивать память, мыслительные операции: синтез, анализ.
  • Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе, прививать  чувство прекрасного.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний сад.

               По дорожке в сад пойдем,

               Как красиво все кругом!

               Под ногами слышен шорох,

               «Шу, шу» —  листики шуршат,

               Видно здесь осенний сад,

               Наши листья соберем,

               Через мостик перейдем,

               В гости к солнышку зайдем.

               Солнце спряталось за тучку

               И не может выйти к нам,

               Мы протянем к нему ручки

               Покажи ты нам свой лучик?

               Приглашаем в гости к нам.

               Не пускает тучка солнце,

               Затянуло  небо все.

               Здесь хозяйничает осень,

               Давайте спросим у нее.

 — Под музыку входит ребенок (переодетый  в осень) и загадывает загадку:

               Несу я урожаи,

               Поля вновь засеваю,

               Деревья  раздеваю,

               Но не касаюсь сосен

               И елочек. Я… (осень)

Воспитатель: Осень, а наши  дети знают,  какие изменения происходят  в природе с твоим приходом.

Вопросы:

— Что происходит с деревьями и кустарниками?

— Какую одежду люди одевают осенью?

— Куда улетают перелетные птицы?

— Каким трудом занимаются  люди осенью?

Воспитатель:

Осень – это такое время года, когда в природе все меняется:

День становится короче, солнце греет слабее,

С каждым днем становится все холоднее, часто идут дожди,

Небо хмурое и пасмурное. Листья желтеют и опадают, вянут  цветы и трава. Птицы улетают на юг. А еще осенью – люди собирают урожай  из овощей и фруктов.

Воспитатель: — Ребята, а  кто из вас  наблюдал за тем, как взрослые  ухаживают за овощами. — Может кто- то ездил к бабушке и дедушке  в деревню  или на дачу – есть ли там огород, что растет на огороде?

— Входят два ребенка, переодетые  в бабушку и дедушку, с корзиной овощей в руках.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите,  кто к нам сегодня пришел?

                         — Чего только  у бабушки с дедушкой  на огороде не растет?

Вырастят они урожай и ребятишек овощами угощают.

Бабушка и дедушка: — Угадайте — ка, ребятки, что растет у нас на грядке?

Воспитатель: — А загадок они  много знают, одна  другой интересней.

Дед: Сидит дед, в семь шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Баба: Красна девица, сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь).

Дед: Между грядок лежит, зелен и сладок. (Огурец).

Баба: Лепесток на лепестке, зеленые заплатки

Целый день на животе,  нежится на грядке. (Капуста).

Воспитатель: — Бабушка и дедушка  принесли нам угощение и дали наставление.

Баб; дед; — Учитесь огородничать, любите труд!

Физминутка.

Иван, Иван, вырывай бурьян (дети  наклоняются и  обеими руками « вырывают сорняки»,  отбрасывают их в сторону  от себя).

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла  морковка,

Зеленел лучок. (имитируют посев семян)

Не ленись дружок! (имитируют работу граблями).

Чтобы была репка,

Сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок,

Рос большой, как  чугунок. (делают  большой круг, растягивая руки)

2.Основная  часть.

Воспитатель:

— Ребята, вы действительно знаете много  фруктов и овощей.

— Посмотрите, какой овощ или фрукт у вас на столе.

-А сейчас мы с вами  составим описательный рассказ, используя схему.

-Теперь посмотрите, что изображено у меня на доске.

-Сейчас этап работы такой:

кто  готов составить рассказ  о своем овоще (фрукте)? ( вызываются 3 -4 ребенка).

Осенний труд. Конспект занятия в подготовительной группе «Труд людей осенью»

Какнаева Раиса Конспект занятия в подготовительной группе «Труд людей осенью»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

« Труд людей осенью »

Возрастная группа : подготовительная группа к школе

Цель: закрепление знаний детей о труде людей осенью .

Задачи:

Образовательная:  учить устанавливать причины смены труда , сравнивать их с трудом людей летом , делать выводы о направленности и значении труда . Систематизировать знания детей о труде людей осенью : уборка урожая, заготовка продуктов на зиму. Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, консервируют ).

Воспитательная:  воспитывать уважение к труду людей , стремление помогать им. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.

Развивающая:  развивать память, мышление, логику; активизировать словарь  (заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы ).

Используемые методы иприемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Рассказывание по картине. 3. Метод синектики (прямая аналогия) . 4. Загадки. 5. Моделирование. 6. Игра.

Оборудование и материалы: игрушка Лунтик, посылка с заготовками овощей и фруктов, картины о труде людей летом и осенью , модели – погреба (овощехранилища, стеклянной банки, бочонка. Иллюстрации овощей и фруктов.

Предварительная работа:

Дидактические игры «Вершки-корешки» , «Кто что делает?» , «Почтальон принес посылку» , «Созрело – не созрело» , «Съедобное – несъедобное» , «Собери урожай» , «Что где растет?» .

Целевая прогулка в овощной магазин.

Наблюдение за трудом дворника и помощь ему.

Труд : окапывание кустов деревьев на участке, заготовка земли для посадки лука зимой, сбор сухих веток, листьев, заготовка ягод рябины для подкормки птиц зимой.

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин Овощи-фрукты» , «Овощехранилище» .  

Ход беседы:

— Дети, к нам в группу прилетел Лунтик , ему дедушка Добрынюшка прислал посылку и он хочет узнать, откуда дедушка это взял? Достается банка маринованных огурцов, коса лука, мешочек с сухими грибами, банка варенья, яблоки, хлеб.

— Давайте расскажем, как взрослые все это вырастили. Какие работы выполняли люди в садах и полях, огородах летом? (картинки где летом люди ухаживают за посевами ипосадками: поливают, рыхлят, подкармливают, борются с сорняками).

 — Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к зиме —  погибнут, насекомые не успеют спрятаться и не проснутся весной, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

— Правильно! В природе все идет поплану: жаркое лето сменяется прохладной осенью , осень – очень важный период года. Осенью трудятся все : птицы, насекомые и звери. Люди тоже очень много трудятся , чтобы подготовится к суровой зиме .

— Что делают люди осенью в полях , садах, огородах? (убирают урожай овощей и фруктов) .

— Что делают после уборки урожая? (вспахивают поля, перекапывают грядки) .

Физ. минутка:

Иван, Иван вырывай бурьян — дети наклоняются и обеими руками вырывают «сорняки»

Чтоб росла редиска, — имитируют посев семян (берут из левой руки семечко и втыкают в землю)

Чтоб росла морковка, зеленел лучок

Не ленись, дружок!

Чтобы была репка сладкая и крепкая — имитируют работу граблями.

Чтоб капусты кочанок рос с большущий чугунок – делают широкий круг руками.

— Многие из вас были на даче у своих бабушек и дедушек. Они у вас огородники-любители и садоводы. Лунтик хочет послушать, что у них выросло.

Загадки: — Сидит дед — в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук) .

— Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь) .

— Голова красна в землю вросла, косы зелены с красными лентами (свёкла)

— Лепесток на лепестке зелены заплатки, целый день на животе нежится на грядке (капуста) .

— На кусте как фонари растут красные шары (помидоры) .

— Неказиста, шишковата, а придет на стол она – скажут веселоребята: «Ну рассыпчата, вкусна» (картофель) .

— Круглое румяное я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко) . (На каждую отгадку демонстрация картинок.

— Ребята,а что делают люди, чтобы сохранить свой урожай? (закладывают на хранение фрукты, овощи в овощехранилища, консервируют овощи дома и на консервных заводах – демонстрация картинок).

Игра «Делаем заготовки на зиму» (дети раскладывают картинки с изображением овощей и фруктов к маркерам с изображением ящиков, банок, бутылей и рассказывают какую заготовку они сделали).

Молодцы, дети! Хорошо мы подготовились к зиме ? Лунтик, теперь ты понял как дедушка сохранил овощи и фрукты?

Лунтик: Да, я все понял! Много приходится людям потрудиться , чтоб сохранить урожай! Спасибо вам, ребята, за объяснение!

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

Работы в саду в октябре на кубани. Работы в саду в октябре

Октябрь в саду – это время. когда мы заканчиваем сбор урожая в наших садах, грядках и огородах. Мы рады осенним цветам. В эту пору, проявляется истинная красота осеннейи хризантемы. Это хорошее время для посадок новых деревьев и кустарников, стоит подумать, что следует изменить в саду.В октябре доступны дешевые саженцы деревьев и кустов с так называемой открытой корневой системой, не только фруктовые, но и для живых изгородей. Стоит заметить, что в это теперь саженцы роз продаются значительно дешевле, чем весной. Поэтому, мы планируем, мы сажаем, мы чистим грядки, удобряем почву и готовим сад к приходу зимы. Планируйте самые важные садовые работы в октябре !

Каким бывает октябрь?

Октябрь бывает ясным месяцем, с большим количеством солнечных дней. Октябрьское солнце правда уже не сильно греет и заходит рано. Продолжительность светового дня, еще более 11 часов, однако на протяжении этого месяца, день сократится приблизительно на два часа. Вечерами и ночами бывает достаточно холодно. Часто появляются утренние заморозки. В конце месяца, как правило, начинают идти дожди, иногда вместе со снегом. Про приход осени напоминают нам листья, окрашенные в желтые, красные и коричневые цвета – осенние цвета, к которым, особенно солнечным днем, подходит выражение —  «Золотая осень». К большому сожалению, вскоре лиственные деревья будут полностью без листьев, а немного зелени сможем отыскать только среди хвойных насаждений.

Октябрь в саду

Мы заканчиваем сбор урожая в саду – последние яблоки и груши , поздние сорта сливы и айву . Крупные и здоровые плоды собираем в первую очередь, в то время как мелкие мы можем оставить на деревьях чуть дольше, однако не забывая собрать их до первых морозов (небольшие заморозки, до -3С, не опасны для яблок и груш).

До середины октября можно еще собирать сливы венгерки. Если не возможно всё съесть свежими, стоит их засушить. Это мы можем сделать за два дня – на протяжении одного дня сушим их в духовке при t 60С, а затем, на следующий день — досушивать при комнатной температуре.

Айва в сыром виде не очень вкусная, скажем так – на любителя. Зато из неё можно приготовить замечательную наливку – айвовку, или айвовое варенье. Следует помнить, что перед использованием айвы, плоды следует очистить от бархатистой кожуры, которая, если ее оставить, придаст неприятный привкус, напоминающий скипидар.

Собранные фрукты пересматриваем и сортируем. Для хранения отбираем только здоровые плоды, не червивые и без видимых повреждений. Фрукты сберегаем в холодном и не очень сухом помещении (если будет очень сухо, кожура может сморщиться).

Просматриваем деревья, удаляем пораженные болезнями участки и засохшие плоды, которые следует сжечь или глубоко закопать, чтобы они не стали источником заражения в следующем году. Удаляем также опавшие ветки с деревьев, которые начинают гнить.

Гриб, который вызывает рак фруктовых деревьев, вызывает появление на пораженных ветках наростов. После сбора урожая больные части мы должны обрезать. Мы режем в здоровых местах, отступив около 15см от больного места. Место среза, после, обрабатываем средством ускоряющим заживление.

Наступает идеальная пора, для применения в саду удобрений. Между деревьями и кустами разбрасываем навоз или компост . Из минеральных удобрений можно применять Азофоску (так же как и органические удобрения – рассыпаем между растениями).

Октябрь – отличное время для посадки деревьев и кустарников, особенно с открытыми корнями. Саженцы в контейнерах легче примутся. Растения можно сажать пока не замерзнет земля. Фруктовые деревья следует сажать на такую глубину, чтобы место прищепывания находилось на 5-10 см над землей, зато кусты крыжовника и смородины высаживаем на 5-7 см глубже, а голубику, малину на 2-3 см глубже, чем они росли в питомнике. После посадки обильно подливаем и обсыпаем мелкой мульчей , которая будет защищать корни, от перепадов температур. Посаженые деревья не следует подрезать – мы это сделаем весной.

Вокруг деревьев и кустов следует удалить сорняки . Благодаря этому мы задержим их появление весной. Также мы ограничим существование грызунов, которые в зарослях из сорняка, могут создать зимние укрытия.

Если в вашем саду появилась парша яблони или груши, следует произвести опрыскивание 5% раствором мочевины. Эта процедура ускорит процесс разложения листьев вместе с грибком, возбудителем болезни.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

Какие работы проводить в саду и огороде в октябре?

Сад
. В октябре уже можно будет начинает производить обрезку деревьев. Начинаем очищать штамбы фруктовых деревьев от отмирающей коры. При помощи известкового раствора производим побелку штамбов и скелетных ветвей.

Этим же раствором опрыскиваем кроны деревьев. После опадения листьев производим обработку деревьев 6-8%-м раствором железного купороса.

Продолжаем обрабатывать почву в приствольных кругах, внося еще при этом органические и минеральные удобрения, а в случаи необходимости – извести.

Октябрь также является более подходящим периодом, чтобы проводить подкормки для плодовых и ягодных растений. В случаи, если осень оказался без дождей, а поливали плодовые деревья не так часто, по приствольным круговым канавам проводим влагозарядковый подзимний полив. Саму почву необходимо увлажнить на глубину 50-60 см.

Также после периода листопада нельзя оставлять под деревьями опавшие листья (собираем их и сжигаем).

Кучи с травой и навозом, сучья и хворост по возможности вывозите за пределы участка. Тем самым вы можете исключить вероятность привлечения на участок мышей на зимовку.

Чтобы под тяжестью снега не ломались у молодых деревьев ветки, связываем их между собой.

В целях защиты коры ранней весной от грызунов и от солнечных ожогов, обвязываем штамбы рубероидом, толем или ельником.

Приствольные круги начинаем прикрывать перегноем, торфом, окучиваем их почвой из междурядий. С выпадением первого снега, его как можно больше набрасываем на приствольные круги.

Ягодники также начинаем готовить к зимнему периоду. Производим обработку почвы, при этом обязательно внося органические и минеральные удобрения.

Молодые кусты смородины и крыжовника связываем, чтобы их не разломило снегом. Отвязываем от шпалер побеги малины. Пригибаем и пришпиливаем их верхушки к земле или соединяем соседние кусты между собой.

Закончив обработку ягодных плантаций, прикрывайте посадки торфом или перегноем, но так, чтобы серединки кустиков не были засыпаны.

Огород в теплице или в парнике
. В октябре производим посев новых сортов петрушки, на зелень. Чтобы на новогодние праздники у нас на столе появилась свежая зелень, высаживаем корнеплоды с черешками и держим при температурном режиме 4-8°C

Проводим подготовительные работы для выращивания овощных культур в новом сезоне. Керосином начинаем протирать проволочный каркас, на котором все это время и держалась пленка весеннего парника.

Для дезинфекции деревянных частей парника используем 10%-й раствор медного купороса.

В октябре вам необходимо обязательно запастись свежей землей, торфом и перегноем, так как в дальнейшем у вас такой возможности может и не быть.

Огород в открытом грунте
. В октябре нам необходимо закончить все уборочные работы с культурами выращиваемыми в открытом грунте.

С освободившихся грядок убираем все растительные остатки и начинаем перекапывать почву, но одновременно с этим внося удобрения. Во время перекопки также удаляем корневища многолетних сорняков, и уничтожаем личинки вредителей (если они есть).

Какие работы проводить в саду и огороде в ноябре
?

Сад
. В этом месяце осени все работы на садовом участке должны быть завершены. С каждым днем почва начинает промерзать все глубже и глубже. До наступления заморозков нам нужно будет из наружных водопроводных труб и бочек слить воду, из сада убрать поливочные шланги, очищаем и просушиваем весь садово-огородный инвентарь.

Чтобы не смывалась плодородная почва, поперек имеющегося на участке склона делаем борозды. На продуваемых участках расставляем щиты и другие средства снегозадержания.

Бесснежный период для корней плодовых и ягодных культур может быть очень опасным, в связи с чем вам необходимо позаботиться об их сохранности. При помощи торфа и еловых веток накрываем приствольные круги. В этих целях также можно воспользоваться специальным укрывным материалом.

Огород в теплице и парнике
. В ноябре завершается период плодоношения осеннее-зимних культур — огурцов, томатов и кочанного салата.

После проведенной дезинфекции, теплицу можно будет использовать для выгонки зеленого лука, щавеля, сельдерея, петрушки.

Огород в открытом грунте
. В ноября утепляем многолетние овощные растения, проверяем и калибруем семена овощных культур. Следим за тем, как в нашем погребе или в подвале хранятся овощи.

Так же не нужно забывать об организации питания для оставшихся на зимовку птиц. В саду и огороде развешиваем кормушки, не забывая при этом периодически подсыпать туда корм. В дальнейшем птицы вас отблагодарят тем самым, что будут уничтожать гусениц и личинок насекомых – вредителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир цветов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: