Перистильный тип жилого дома это

Перистильный тип жилого дома это

Изменения в жилых домах Помпей

Начиная с середины II в. до н.э. дома патрициев начинают усложняться. В них проявляются особенности, которые были присущи богатым греческим домам. В первую очередь к домам присоединяли перистиль, который в италийском варианте приобрел иное значение, чем в греческом.

Перистиль располагали по главной оси жилища, он был прямоугольным по форме и являлся центром всего дома. В центре перистильного двора разбивался сад с фонтаном или бассейном. Эта часть дома была очень тихой, наполненной светом и воздухом. Рядом находился сад. От фонтана или нимфея шла освежающая прохлада. Именно в этой части дома и стали строить жилые комнаты.

Часто к перистилю примыкали бани и хозяйственные помещения. Эта часть дома имела отдельный вход — постикум.

В передней части дома кипела деловая жизнь. Атрии стали приемным залом, а таберны обращены на улицу.

Для богатых городских домов II—I вв. до н.э. были характерны роскошь и комфорт. Это выражалось не только в больших размерах домов, но и в сложной планировке и пышной отделке помещений.

Атрии украшались мраморными мозаичными полами, в бассейнах сооружались фонтаны, ставились мраморные столы, а стены расписывались и украшались статуями. Атрий приобретал вид парадного зала и демонстрировал вкус хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, в котором находились сады, цветники, мраморные статуи и искрилась вода фонтанов.

Дом Пансы в Помпеях

Дом Пансы в Помпеях представлял собой атриумно-перистильный дом с четко выраженным симметричным построением относительно продольной оси. Он был построен во II в. до н.э. Дом был вытянут в глубину, а ширина его фасада составляла 34 метра.

Пол атрия был покрыт полированным бетоном с примесью кирпичной крошки с белым меандровым узором на красном фоне. Следом за ним находился пертистиль с бассейном в центре. У перистиля было 16 ионических колонн, а размер составлял 19 х 15 метров. Позже дом перестроили и расширили.

Дом Фавна в Помпеях

Дом Фавна был построен во II в. до н.э и дошел до нас почти без реконструкций. Его композиция немного сложнее, чем у предыдущих домов. В передней части дома находился не один атрий, а целых два. А за ними поперечно главной оси был расположен перистиль. А дальше ещё один перистиль, окружавший сад.

Служебная часть жилища находилась в правой стороне. Её сосредоточием был 4-х колонный атрий, без таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, который отделял от перистиля корпус кухни и бань.

В парадной части дома на пороге была выложена из камешков надпись: «Have» — Здравствуй. На стенах были выполнены архитектурные декорации и рельефы из стука. Следом за вестибюлем шёл атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна. Таблинум был слегка приподнят над уровнем атрия и у него был выложен пол мозаикой. Из таблинума открывался вид на перистиль, размером 24 х 20 метров. В центре перистиля находился мраморный столик с фонтаном. Площадь двора перистиля окаймляли ионические колонны.

Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, которая выходила под портик перистиля. Она отделялась от него коринфскими колоннами. Внутри была большая мозаичная картина, на которой изображалась битва Александра Македонского с Дарием. Экседра замыкала парадную часть дома, начинавшуюся с вестибюля.

Со временем к дому был пристроен второй перистиль с дорическими колоннами и большим садом. По своим размерам он превзошел первый перистиль и был 32 х 35 м.

Дом Альбуция Цельса или Серебряной свадьбы в Помпеях

Дом Альбуция Цельса был построен в начале I в. до н.э., но известен больше под названием дома Серебряной свадьбы. Дом атриумно-перистильный, небольшого размера. Атрий размером 12 х 16,5 м. имел 4 колонны. Перистиль не следует точно за атрием, так как его ось немного сдвинута. Это было вызвано границами участка, которые просто не позволили сделать эти помещения на одной оси.

В доме Серебряной свадьбы у перистиля портик выполнен в эллинистическом стиле, который называли родосским портиком. Только в Италии его применяли немного по другому назначению. Портик перистиля примыкал к атрию. Его дорические колонны были немного меньше коринфских колонн атрия, но значительно выше остальных колонн перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения.

Дом Серебряной свадьбы — первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение.

Появление террасных домов в Помпеях

В конце II в. до н.э. появился новый вид атриумно-перистильного дома. К нему добавились террасы. Их строили в разных городах Римской республики. Этот тип дома развился из атриумного дома, построенного на склоне холма. Уровнем ниже строили сад. В этих случая добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Таким образом, атрий и перистиль оказались на разных уровнях. И из атрия,  и из перистиля, окруженного аркадой, открывался вид на окружающий ландшафт.

Дом Мозаики в Помпеях

Дом Мозаики в Помпеях отличается от многих домов тем, что у него отсутствует перистиль. Его заменяют три сводчатых зала, открытых на природу на одной из террас. В таблинуме и в соседних комнатах пол выложен мозаикой с голубями. Интересной особенностью дома является то, что вместо лестниц был построен длинный пандус, который проходил вдоль правой стены зданий. Он соединял террасную часть дома со входом в дом.

Портик

Портик ( лат. porticus ) — крытая галерея , перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава , или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портиком также называется парковый павильон с колоннадой .

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами . В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры ) и эпохи Возрождения . В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII — первой трети XIX века.

Портик римского Пантеона (II век н. э.)

Портик Нового Эрмитажа (1840—1850)

Северный портик Эрехтейона , Афинский Акрополь

Исаакиевский собор имеет портики в каждом фасаде .

Результаты

Очень порадовал эстетический результат. Интернет забит концептами прогрессивных студентов, которые тренируются в искусстве втиснуть как можно больше удобств в как можно меньшую площадь. Это очень полезное для развития упражнение, но в результате получаются весьма странные сооружения, в которых торжество функционализма доказывает его нежизнеспособность. При формальном выполнении всех требований жить в таком доме можно только по решению суда.

В нашем же случае вышло обратное: внешне дом похож на слегка расширенный вагончик, но внутри просторен как «сталинка». Высокий потолок и свободная площадь по центру делают своё дело. Верхние окна устроены по всему периметру центрального элемента, поэтому все залито светом. Общее ощущение от объема непривычное, но весьма приятное. Учитывая, что решение парадоксальным образом оказалось еще и экономически более выгодным, приходишь к выводу, что современный, «рациональный» подход проигрывает «классике» с рекордным, разгромным и сухим счетом.

Перспективы применения

В архитектурном отношении эксперимент надо признать удачным. Запроектированная серия может использоваться в качестве домов летнего отдыха и односемейных домов постоянного проживания. Позволяет быстро освоить участок и пригодна к широкому использованию на базах отдыха, где может компоноваться в очень оригинальные структуры (это отдельная тема, которую мы не затрагивали в статье, также как вопросы инженерного обеспечения, особенностей конструкции и технологии). При этом будут обеспечены высокий уровень комфорта и приемлемые цены.

Расплатой за это служит узкий сегмент потребления. Максимальный разумный размер дома по такому проекту 80-100 кв. м. Дальше заказчик уже в любом случае перейдет к двухэтажному строительству ради экономии земли, а двухэтажный вариант еще не разрабатывался. Отдельной проблемой при внедрении неизбежно будет инерция потребителя, привыкшего к определенному типу дома, и скрытый характер достоинств проекта, так как среднестатистический покупатель оценивает стоимость метра, но не дает себя труда разобраться в качестве планировочных решений.

Реализация

 
Проектировать один индивидуальный дом не так сложно. Намного  интереснее реализовать многообразные возможности через ограниченный набор элементов. После длительного периода расчетов и пробных прорисовок родилась идея серии? состоящей из трех основных элементов. “Двор” это кубик с гранью 3 м и два элемента для пристроек:  глубиной 2,1 м и 0.9 м. Высота пристроек 2м “в чистоте”.

Веранды и крыльца было решено делать любыми. Перепад высот дал место для верхних окон. Все это понятно из рисунка.  Было выполнено порядка двух десятков планировок на разные случаи, которые показали,  что модуль выбран удачно и способен удовлетворить типичные требования к домам такого рода. Для конструкции был выбран деревянный каркас, готовые блоки можно перемещать автотранспортом, а это позволяет производить их в заводских условиях с соответствующим контролем качества.

На этом этапе можно было сравнить две планировки: «изолирующую», свойственную городским квартирам и «перистильную». Мы взяли два дома площадью по 45 м2 каждый и изучили разницу.

По сравнению с «изолирующей» планировкой, в перистиле мы имеем одно дополнительное спальное место и добавочную гардеробную комнату, а также санузел и кухню-гостиную большей площади. При этом в составе гостиной-кухни имеется 6-метровая столовая зона, которая при необходимости может быть легко преобразована в еще одну спальню или рабочий кабинет. Перистильный дом в нашем варианте будет иметь строительный объем 112 м3. Точно такой же объем будет и у традиционного дома с высотой потолков 2,5 м. Из этого следует, что расходы на отопление в обоих случаях будут одинаковыми, хотя в перистиле потолок центральной части существенно выше.

Теперь посчитаем деньги. Пусть наши дома одинаковой площади стоят одинаково. Однако более рациональное решение дает скрытую экономию денег. Чтобы в традиционной планировке мы могли получить те же удобства, что и в представленном перистильном доме, нам понадобятся: кухня-гостиная 25 м2, спальня родительская 12 м2, спальня детская 8 м2, санузел 5,5 м2, гардероб 3 м2 и холл 6 м2 . Итого 59 м2 вместо 45 м2. Очевидно, что перистиль выгоднее на 30%. Переведем эту разницу в рубли.

Пусть, 1 м2  дома в конечном итоге обойдется в 40 т. руб. Тогда получаем традиционный дом за 2 млн. 360 т. руб. а перистильный всего 1 млн. 800 т. руб. Экономия 560 т.руб.

После этого утешительного результата небо даровало нам инвестора, который выделил средства на постройку опытного экземпляра. Был выбран проект общей площадью 18, 0 м2 со всеми удобствами, как это можно видеть на плане. При постройке были отработаны технологические и транспортные вопросы. На выставочную площадку дом приехал двумя частями, которые и соединили за десять минут.

Виллы в Помпеях

В Римской республике в основном проживали землевладельцы, которую значительную часть своих доходов получали от эксплуатации своих поместий.

Вилла была центром поместья, где сосредоточивалось управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и её хранение. Поэтому большое значение придавалось организации хозяйства и целесообразному устройству виллы. От этого зависело благосостояние хозяина.

Об этом свидетельствуют трактаты Катона (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), письма Цицерона и другие источники. В них рассматривается технология сельскохозяйственного производства и даны рекомендации правильного устройства виллы и её отдельных частей и наилучших условий её местоположения.

В ранний период республики самой распространенной была сельская вилла. Она являлась самостоятельной экономической единицей, которая обеспечивала себя многим из самого необходимого. Изначально они укреплялись стенами и башнями. Центром сельской виллы был хозяйственный двор, вокруг которого размещались кладовые, погреба, хлевы для скота, мастерские, винодельня, баня, пекарня, жилища рабов и домик управляющего виллой у ворот. Дом владельца был скромным и не строился как отдельный корпус.

Варрон и другие авторы писали о том, что нужно строго соблюдать правильные пропорции размеров имения и размеров виллы. Если вилла слишком мала, то из-за недостатка хранилищ пропадет часть урожая, а если слишком велика, то постройка и поддержание виллы в порядке обходятся чересчур дорого.

Вилла Азеллия в Боскореале

Известным образцом сельской виллы была была вилла Азеллия в Боскореале возле Помпей. Она была построена во II в. до н.э. Помещения виллы находились с трех сторон прямоугольного двора. Дом хозяина находился в глубине и был разделен проездом от хозяйственных помещений.

Римский перистиль

Хотя для DRAE атриум является примером перистиля, в обычной номенклатуре помещений, на которые делится римский дом высшего сословия ( городской домус , сельские виллы и, уже в имперские времена, дворцы ), он зарезервировано название peristylum для большого внутреннего двора, окруженного портиками с колоннами и благоустроенного ( viridarium ) или украшенного фонтанами и скульптурами, а стены могли быть расписаны фресками .

Вокруг перистиля располагались важнейшие помещения резиденции: экседра , триклиний (столовая) и таблинум . Он отличается от атриума , другого внутреннего двора, характерного для римских домов, и от того, что отделен таблином , тем, что он больше, находится дальше от входа и используется для общественного приема и отдыха; а атриум, расположенный за входом и вестибюлем , служил распределительным пространством между комнатами.

Визиты более высокого ранга или доверие хозяина дома принимались в перистиле (их можно было даже пригласить купаться с хозяином), в то время как менее важные клиенты отправлялись в более внешние помещения, даже у дверей дома ( ianua , остиум ).

Аксонометрическая схема типичного дома

Обратите внимание, что атриум (5) находится сразу за преддверием доступа и содержит имплювий (который собирает воду из комплювия ); в то время как перистиль (14), похожий по форме, но более широкий и расположенный в задней части дома, содержит бассейн ( пруд , в котором содержалась рыба или который использовался для купания, и который в конечном итоге стал литургическим использованием в раннем христианстве ). ]

Египетские храмы и концепция хайпетера

Киоск Траяна в Филе.

Реконструкция внешнего вида зала Гипетры храма Исиды в Филе .

В египетских храмах пространство без крыши и окруженное колоннами, предшествовавшее гипостильному залу, называется гипостальным залом .

Гипетер ​ был храмом без крыши, подобно так называемому Киоску Траяна ​ в Филе . Это латинский термин ( hypaethrus ), происходящий от греческого ὕπαιθρος ( hupaithros , построенный с префиксом ὑπό — hupo , «под» — и корнем αἰθήρ — либо «небо», либо «воздух» —), который применяется также в неегипетские храмы, такие как храм Аполлона в Дидиме . Его противоположным термином является клитрон (κλεῖθρον), который обозначает полностью закрытый храм. Витрувий использует hypaethrus , чтобы обозначить зенитное открытие крыши храмов decastyle ; хотя в Риме не было найдено ни одного примера, а греческим примером является Октостиль ( храм Юпитера Олимпийского в Афинах ). ]

Примечания

  1. «Бассейн». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1913. Источник цитируется в en:Piscina и во fr:Piscina (lavabo) . См. также Пул Bethesda
  2. В других греческих городах, таких как Линдос , есть и другие места, названные так .
    Линдос Тетрастун.

    • Ф. БРУНО, «Les Mosaïques», Exploration Archéologique de Delos № 29 , Париж, 1972 г.
    • Ф. БРУНО, «La maison delienne», Ramage № 12 , 1995.
    • Ph. BRUNEAU, J. DUCAT, Guide de Délos, 3-е изд., Афины, 1983.
    • Delos, l’île d’Apollon , Dossiers d’Archéologie № 105, изд. Фатон, Париж, 1986 г.
    • М.-К. ХЕЛЛМАНН, «Греческая архитектура I», в Les manuals d’Art et d’Archéologie Antique, Париж, 2002 г.
    • П. РУССЕЛЬ, Делос, атенская колония, Париж, 1987 г.
    • Р. МАРТИН, L’urbanisme dans la Grèce Antique, 2-е изд., Париж, 1974.
    • Ж. МАРКАД, «Les trouvailles de la maison dite de l’Hermès à Délos», BCH LXXVII, 1953, стр. 494-615.
    • Ж. ШАМОНАР, «Fouilles de Délos», Бюллетень греческой корреспонденции № 30, Афины, 1906 г., стр. 485-606.
    • И. ГРАНДЖАН, La maison grecque du Ve au IVe siècle: традиции и инновации , в P. Carlier, Le IVe siècle avant J.-C., Approches Historiographiques, Nancy, 1996.
    • К.-М. ДАНБАБИН, «Мозаики греческого и римского мира», Кембридж, 1999.
    • Э. ВАЛЬТЕР-КАРИДИ, «Греческий дом, подъем дворянских домов в позднеклассические времена», Афины, 1998.

    Источники, цитируемые на фр.: Maison délienne.

    • М.-К. ХЕЛЛМАНН, «Греческая архитектура I», в Les manuals d’Art et d’Archéologie Antique, Париж, 2002.
    • Р. МАРТИН, L’urbanisme dans la Grèce Antique, 2- е изд., Париж, 1974.
    • Р. ЖИНУВ, Методический словарь греческой архитектуры , 3 тома, Афины-Рим, 1985, 1922, 1998.
    • Y. GRANDJEAN, La maison grecque du Template: S mini — au IV e  siècle: традиции и инновации , в P. Carlier, Le Template:-s- , Approches Historiographiques, Nancy, 1996.
    • К.-М. ДАНБАБИН, Мозаики греческого и римского мира, Кембридж, 1999.
    • Э. ВАЛЬТЕР-КАРИДИ, Греческий дом, рост дворянских домов в позднеклассические времена, Афины, 1998.

    Источники, цитируемые на фр.: Maison d’Olynthe.

  3. Гипаэтральные и бескровные постройки. DrBillong.com. Источник цитируется в en:Hypaethral
  4. Дэвид Франкфуртер, Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте, Брилл, 1998. стр. 233. Источник цитируется в en:Trajan’s Kiosk
  5. Британика
  6. Витрувий, III-2. Чисхолм, Хью, изд. (1911). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета . Источник цитируется в en:Hypaethros .
  7. Виктор А. Хуейри, «Ливанская домашняя жаргонная речь», Неделя архитектуры, 6 марта 2002 г. Источник цитируется в en:Liwan.
  8. Hrvatski enciklopedijski rječnik, urednici Ranko Matasovic, Ljiljana Jojić. Загреб: Нови Либер, 2002. Стр. 1272. Источник цитируется в en:Sadirvan.
  9. Мечеть Шираз Насир аль-Молк. Источник цитируется в en:Nasir al-Mulk Mosque

Развитие вилл

Римляне всегда тяготели к природе, и поэтому для их городских домов было характерно устраивать внутри сады, бассейны, источники в нимфее, а стены расписывать пейзажами. На развитие загородной виллы оказали влияние эллинистические дома, а также высокие потребности в комфорте.

Места для вилл выбирались тщательно. Чаще всего это были высокие места на южном склоне холма, богатого ручьями. Эти места находились в удаленном месте от испарений низин, продувались ветрами и считались наиболее здоровыми. Кроме того, оттуда открывался шикарный вид на окрестности.

Площадку перед строительством виллы выравнивали и укрепляли искусственными террасами. Основным объектом был сам дом хозяина, который по своей планировке был таким же как и другие домусы, варьировалась только последовательность помещений.

Спальни, библиотеки и кабинеты планировали дальше от шумной части жилища. Виллы богатых хозяев включали в себя целый комплекс помещений для поддержания здоровья. Там были термы, бассейны, солярий, иногда строили гимнасии для физических упражнений. Также строили крытые аллеи для прогулок, где высаживали деревья и стригли кустарники.

Характерной особенностью римской загородной виллы было взаимопроникновение архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм — все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков.

В принципах устройства вилл ярко проявилась характерная для римлян черта — умение извлечь из окружающей среды все полезное, что она может дать человеку. Созерцательное восприятие природы, стремление получить максимум впечатлений от неё, не выходя из дома или за пределы виллы, коренились в особенностях римского жизненного уклада, в привязанности к домашнему очагу и пристрастии к душевному комфорту.

По своему архитектурному решению загородные виллы, особенно в I в. до н.э. сильно отличались друг от друга и почти не поддаются классификации.

Вилла Мистерий в Помпеях

Вилла Мистерий рядом с Помпеями считается ранней из сохранившихся городских вилл. Её построили в III в. до н.э. Вилла знаменита своими росписями со сценами мистериального культа, отсюда и название. Росписи датируются серединой I в. до н.э.

Атриум это. Атриум

или а́трий ( atrium от «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум ( cavedium «углубление» от«пустой») — первоначально центральная частьижилища (), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианскихатриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окружённый крытой галереей.

В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитныйили проём в перекрытии. Подобное пространство может быть организовано на крупных.

и, где находилисьи, и одновременно — сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима — мундусу Цереры . Последний представлял собой круглую сводчатую яму, по легенде вырытуюпри основании города и открывавшуюся трижды в годдля жертвоприношений. В этом качестве атриум, как и мундус , символизировал космическую ось, соединяющую подземный мир с небесами. Центральное место в атриуме занимал бассейн (), над которым оставался четырёхскатный проём в крыше (), куда стекала дождевая вода. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчётом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу. Позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был также местом сна матери семейства — напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати — lectus adversus («ложе против дверей»). В более поздние периоды эта ниша утратила первоначальную функцию и сохранялась лишь символически — как знак святости брака. В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника — картибул (вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), специальная ниша ( таблинум ), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок () и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей —и(позже отдельное святилище —). Ткацкий станок как непременный элемент обстановки атриума в старозаветных семьях сохранился до конца республики. Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Здесь принимали гостей, которых не хотели вводить в круг семьи; здесьпринимал своих. Атриум стал наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют о том, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства.

Атриум неизменно сохранялся и в других типах жилых домов Древнего Рима. Роль атриума в(многоэтажных домах) выполнял световой дворик.

различал 5 типов атриума:

  1. atrium tuscanium («тосканский») — без колонн; отверстие в кровле образовывалось только стропилами (хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи);
  2. atrium tetrastylum («четырёхколонный») — четыре колонны, по одной на каждом углу имплювия;
  3. atrium corinthium («коринфский») — сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16;
  4. atrium displuviatum («дождеотводящий») — размер комплювия значительно сокращён, благодаря чему он представлял собой узкую щель, а наклон кровли был устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу;
  5. atrium testudinatum («крытый») — полностью перекрытый сводами атрий (без комплювия), устраивавшийся обычно в небольших домах.
  1. Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир цветов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: